Лечение артроза любой степени

Практически 70% всех хронических заболеваний суставов составляет артроз. Это хроническая патология, сопровождающаяся дегенеративными изменениями элементов сустава. Страдает оболочка, связки, хрящи, мышцы и кости. Наиболее часто заболевание встречается у людей старше 45 лет. Причиной может оказаться как недостаток движения, так и чрезмерные нагрузки. Немаловажное значение играют травмы. Лечение артрозов включает большое количество методов, подбирать которые следует только в индивидуальном порядке.

Причины артроза

Сустав объединяет две и более кости. Рабочие поверхности покрыты особой тканью, защищающей кости от истирания. В качестве смазывающего вещества выступает синовиальная жидкость. Все элементы образуют полость сустава. В норме она должна быть герметична. Каждый сустав играет свою роль в организме, рассчитан на конкретную нагрузку и имеет определенный запас прочности. Амплитуда движений определяется строением сустава, связочным аппаратом, который ограничивает элементы и мышцами, окружающими сустав.

Хрящевая ткань постоянно обновляется. Это обеспечивает правильную работу сустава. С возрастом количество отмирающих клеток превосходит над новыми. Процесс регенерации постепенно замедляется, в результате чего хрящи истончаются. Одновременно с этим снижается скорость выработки синовиальной жидкости. Именно эти факторы становятся основной причиной артроза. Помимо этого, выделяют и другие причины заболевания:
  • Чрезмерная физическая нагрузка. Это может быть как спорт, так и лишний вес. Это вызывает постоянные микротравмы, что ухудшает состояние суставов.
  • Малоподвижный образ жизни.
  • Травмы суставов.
  • Деформации врожденного и приобретенного характера (рахит, неправильное сращение после перелома и так далее).
  • Метаболические нарушения (сахарный диабет, жировой гепатоз, хронический панкреатит и др.)
  • Недостаток витамина D и продуктов содержащих кальций.
  • Генетические причины артроза.
Точное определение причины важно для выбора эффективной тактики лечения острого артроза.

Стадии заболевания и симптомы

В зависимости от стадии остеоартроза определяются и признаки заболевания. Согласно принятой классификации выделяют следующие степени развития патологии:
  • Артроз 1 стадии. Протекает с периодическими болями, особенно во время нагрузки. После отдыха неприятные ощущения стихают. Движения не ограничены, сила в конечности не снижена. На рентгеновском снимке возможно выявление минимальных изменений.
  • Артроз 2 стадии. Боли возникают в пораженном суставе даже при минимальной нагрузке. После отдыха боль не уменьшается. Это приводит к скованности движений, ограничению подвижности, что в свою очередь приводит к атрофии мышечной ткани. На снимке видна деформация суставов, снижение толщины суставной щели.
  • Артроз 3 стадии. Боль присутствует постоянно, не стихает в состоянии покоя, что заставляет пациента максимально исключить движения в пораженном суставе. Самостоятельное передвижение уже невозможно. В некоторых случаях возможен анкилоз или сращение костей.
Помимо трех стадии мы применяем классификацию на основе рентгенологических изменений. Это позволяет нам понять, насколько запущен процесс и какое лечение даст более выраженный результат:
  • Артроз 0 степени. На снимке полностью отсутствуют изменения.
  • Артроз 1 степени. Допускается минимальное сужение суставной щели.
  • Артроз 2 степени. Помимо сужения щели отмечается неровность суставной поверхности.
  • Артроз 3 степени. Выраженная неровность поверхности суставов при значительном сужении суставной щели.
  • Артроз 4 степени. Уменьшение суставного пространства, некроз тканей с деформацией.
При деформации суставных элементов процесс становится необратимым. Поэтому важно обратиться к врачу при первых признаках нарушения. Терапия при артрозе 1 и 2 степени позволяет восстановить все функции сустава и избавиться от неприятных ощущений. Лечение артроза 4 степени будет направлено на торможение патологического процесса и устранение имеющихся симптомов. Без радикального вмешательства вернуть функции не получится.

Диагностика заболевания

Основным методом оценки состояния сустава является рентгенография. На снимке возможно изменение поверхности суставов, уменьшение просвета между элементами. При необходимости мы назначаем компьютерную или магнитно-резонансную томографию.

Какие суставы страдают от артроза?

Наиболее часто пациенты обращаются к нам с целью лечения артроза таких суставов, как тазобедренный, коленный и голеностопный:
  • При поражении тазобедренного сустава отмечается боль во время ходьбы. Со временем она нарастает, появляется отечность мягких тканей и ограничение движения. Уже на третьей стадии пациент не наступает на конечность.
  • При поражении коленного сустава боль возникает после сгибание и разгибания конечности. Частой причиной являются травмы. Суставные поверхности не скользят относительно друг друга, что приводит к их износу.
  • Поражение голеностопного сустава сопровождается отеком ноги, ограничением подвижности, болями. Причиной могут быть вывихи, переломы, ушибы, плоскостопие.
  • Артроз суставов верхних конечностей развивается по причине травм. Сопровождается болями, отеком, ограничением подвижности.

Особенности лечения

Артроз полностью лечится, если заняться терапией при первых признаках патологии. Это может быть как медикаментозное лечение, так и физиотерапия. Лечение артроза костей лекарственными препаратами может включать прием следующих средств:
  • Нестероидные противовоспалительные средства. Используются для устранения болей, признаков воспаления при артрозе, но такое лечение является исключительно симптоматическим. Оно не устраняет причину патологии.
  • Анальгетики. Необходимы для устранения болей при заболевании.
  • Хондропротекторы. Способствуют восстановлению хрящевой ткани и исключают ее разрушение. Но данный метод лечения артроза эффективен только на начальной стадии.
  • Хондроитин сульфат и глюкозамин. Помогают снять воспаление, снизить болевой синдром. Лечение при артрозе суставов с применением данных средств должно продолжаться более 3 месяцев за счет аккумулирующего эффекта.
Хроническое течение артроза и его лечение может продолжаться на протяжении всей жизни. Практически все лекарственные препараты оказывают побочные эффекты, отказ от них приводит к ухудшению состояния. Именно поэтому мы применяем кардинально иной метод лечения артроза суставов. Основывается он на физиотерапевтических методах и разработанной нами техники активации собственных сил организма, позволяющих остановить процесс и стимулировать регенерацию тканей.
Из физиотерапевтических техник мы применяем:
  • УВЧ терапию.
  • Магнитотерапию.
  • Электрофорез.
  • Лазеротерапию.
  • Фонофорез.
Мы не использует токсичные лекарственные препараты. Напротив, наша задача – стимулировать обменные процессы организма и помочь ему самостоятельно восстановить ткани хряща. НПВС же в свою очередь подавляют этот процесс. Иными словами, принимая препараты этой группы пациент создает условия для прогрессирования заболевания.

Эффективное лечение артрозов и артритов в нашей клинике включает сразу несколько методик. Уже после достижения результата наша цель закрепить его и делает это за счет применения мануальных техник, ЛФК, массажа и так далее. На начальных стадиях артроза мелких суставов это позволяет полностью избавиться от патологии, но и при запущенных формах терапия дает выраженный положительный эффект, который проявляется в устранении болей, нормализации подвижности.

Если же игнорировать лечение и продолжать принимать симптоматические препараты, артроз будет прогрессировать. Это может потребовать применения хирургических техник. В ходе операции удаляется часть хрящевой ткани, связок, выполняется полировка поверхностей. При наличии показаний проводится протезирование сустава.

Чтобы не допускать необходимости оперативного лечения, важно своевременно обращаться к врачу. Мы рекомендуем записаться к хирургу при регулярно появляющихся болях в области сустава при нагрузке или в покое. Также стоит пройти обследование после травм суставов.

Профилактика патологии

Заболевание артроз и его лечение накладывают определенные ограничения на пациента. В первую очередь они касаются питания. Важно регулярно употреблять блюда с высоким содержанием коллагена – бульоны, студни. Необходимыми будут молочные продукты, белое мясо, рыба, фасоль, гречневая крупа. При излишке веса стоит заняться похудением.

Профилактика также включает коррекцию рациона. Помимо этого важно больше двигаться, ходить в летнее время босиком по траве и гравию, зимой чаще прогуливаться пешком на свежем воздухе. Ежедневно нужно выполнять элементарную гимнастику с взмахами и поворотами конечностей.
Фомин Радион Владимирович

Наиболее частые вопросы

Возможно ли полное восстановление суставов при артрозе?
    Да, если еще нет признаков образования остеофитов, возможно восстановление хрящевой ткани и нормализация функций сустава в полном объеме.
    Имеют ли физиотерапевтические способы лечения артроза противопоказания?
    Каждый метод имеет свои ограничения. Но за счет большого выбора процедур в клинике, мы всегда можем подобрать те, которые будут эффективны и безопасны для конкретного пациента.
    Нужно ли лечение артроза первой степени развития?
    Да, обращаться к врачу нужно при первых симптомах. Это позволит остановить дегенеративные процессы и не допустить прогрессирования патологии.