• »

Реабилитация после операции по удалению межпозвоночной грыжи

При позднем обращении к врачу единственным выходом при грыже межпозвоночного диска остается операция. Это позволяет за одну процедуру убрать образование и имеющиеся симптомы. Но при длительном сдавлении нервов нарушается их функция. Именно поэтому особенно важное значение уделяется реабилитации. Отчасти от данных мероприятий зависит вероятность рецидива и возможность полного устранения ранее имеющихся признаков заболевания. Проводится реабилитация после операции на грыже межпозвоночного диска только опытным специалистом.

Цели реабилитации

Грыжа диска формируется в результате дегенеративных процессов, приводящих к разрыву кольца и выходу содержимого за его пределы. Сопровождается это болями, нарушением чувствительности, ограничением подвижности. Без лечения патология может привести к параличу и инвалидности.
В случаях, когда консервативное лечение не дает результата, показана операция. Это позволяет удалить остеофиты или костные наросты на позвонках, установить вставки для укрепления позвоночного столба. Вмешательство может выполняться как открытым способом, так и посредством лапароскопии. В любом случае, сразу после вмешательства требуется реабилитация после удаления позвоночной грыжи.
Основными задачами восстановления после операции на позвоночную грыжу будут:
  • Снижение риска рецидива.
  • Уменьшение вероятности осложнений в виде тромбоза, формирования рубцов.
  • Нормализация работы мышц.
  • Формирование привычки правильно держать спину.
  • Исправление проблем с осанкой и походкой.
Если отказаться от реабилитации после удаления грыжи межпозвоночного диска, ткани могут срастись неверно. Мышцы и связки так и останутся в неразработанном состоянии, что ограничит подвижность. В результате этого уже через некоторое время пациент столкнется с рецидивом патологии.

Этапы реабилитации

Условно восстановление после операции по удалению грыжи позвоночника можно разделить на три этапа:
  1. Начальный. Продолжается в течение 2 недель включает обязательный прием антибиотиков, анальгетиков, седативных средств. Также в обязательном порядке проводится обработка швов. В течение первых недель нельзя долго ходить (более 10 минут), делать резких движений, сидеть более 3 часов, наклоняться, делать скручивающие движения, выполнять упражнения, делать массаж, поднимать тяжести более 2 кг.
  2. Восстановительный. Продолжается 4-8 недель. В это время пациент уже находится дома, поэтому для реабилитации после операции грыжи на позвоночнике ему необходимо посещать клинику. Все мероприятия будут направлены на восстановление всех функций. Это может быть физиотерапия, пешие прогулки, плавание, ЛФК без применения тренажеров. В течение этого времени нельзя заниматься спортом, посещать бани и сауны, ходить более 20 минут, сидеть дольше 15 минут. При реабилитации после операции на копчике сидеть на первые 8 недель нельзя.
  3. Поздний. Допускаются более активные движения в рамках ЛФК. Добавляются грязелечение, массаж, физиотерапия, упражнения на тренажерах. По-прежнему запрещены резкие наклоны, повороты, переохлаждение или перегрев тела, продолжительные поездки на машине.

Сроки восстановления

Продолжительность реабилитации после операции на позвоночнике по удалению грыжи зависит от большого количества факторов:
  • Выбранный тип операции.
  • Состояние здоровья, особенно наличие хронических патологий.
  • Вес пациента.
  • Характер грыжи, сроки ее появления.
Уже после полного обследования врач сможет подобрать оптимальный план восстановления. Уже тогда можно будет определить продолжительность периода восстановления после операции на межпозвоночной грыже.

Что включает реабилитация?

Качественная реабилитация после операции позвоночной грыжи включает большое количество мероприятий, направленных на восстановление здоровья. Составляется план индивидуально с учетом особенностей пациента.

В первую очередь это лекарственная терапия. Она может включать анальгетики, антибиотики, НПВС, миорелаксанты, витамины, хондропротекторы. Они позволяют снять отек и боль, а также предупредить осложнения послеоперационного периода.

Обязательными на этапе реабилитация после стабилизации позвоночника будет гимнастика. Упражнения позволяют укрепить мышцы, сделать ткани эластичнее. Программа занятий определяется специалистом с учетом веса, возраста, физической подготовки пациента. При выполнении упражнений важно соблюдать следующие правила:
  • Нельзя без ведома врача резко увеличивать нагрузку.
  • Обязательно нужно использовать корсет.
  • Если упражнение вызывает боль, нужно отказаться от его выполнения.
  • Нельзя делать резких движений.
  • Не стоит пользоваться гантелями, штангами.
Помимо выполнения упражнений, рекомендуется ежедневно прогуливаться пешком в течение 30-60 минут.
Категорически запрещено выполнять упражнения в рамках реабилитация грыжи и протрузии позвоночника без ведома врача. Это может навредить позвоночнику и усугубить течение патологии. Поэтому сразу после выписки из больницы важно обратиться к врачу и совместно с ним составить план восстановления.

Следующим важным назначением на этапе реабилитации после операции по удалению межпозвоночной грыжи будет физиотерапия. На своей практике мы доказали эффективность следующих методик:
  • Электростимуляция для нормализации работы нервов и мышц.
  • Ионофорез для улучшения состояния гладкой мускулатуры.
  • Магнитотерапия для повышения иммунитета и стимуляции обменных процессов.
  • УВЧ для улучшения кровообращения.
  • Лазеротерапия для нормализации питания тканей и стимуляции регенерации.
  • Мануальная терапия для восстановления подвижности суставов.
Главным плюсом реабилитации после удаления грыжи диска позвоночника посредством физиотерапии является то, что она позволяет отказаться от лекарственных препаратов, которые тормозят самостоятельное восстановление тканей. Наша задача – научить организм бороться с патологическими клетками за счет активации иммунной системы и запуска процессов регенерации. С этой целью мы применяем собственную уникальную методику, позволяющую укрепить весь организм, создав благоприятные условия для восстановления фиброзного кольца. Эта же техника используется при безоперационном лечении грыж.

Реабилитация после замены межпозвоночного диска должна основываться не только на процедурах, которые проводит врач. Пациент также должен ответственно подойти к этому вопросу. В частности, это касается питания и ношения фиксирующих аксессуаров. Так, при реабилитации после удаления грыжи поясницы необходимо применение корсетов. При вмешательстве на грудном отделе уместными будут специальные пояса. Степень натяжения и давления определяется врачом. Восстановление после операции на шейном отделе позвоночника с открытым методом проведения может включать ношение воротника. Это позволит закрепить позвоночник, исключить резкие движения, ускорить процесс восстановления. Надевать фиксирующие устройства следует в положении лежа.

Что касается питания, то оно должно включать легкоусвояемые блюда с высоким содержанием витаминов и микроэлементов. Обязательно нужно употреблять студни, бульоны, клетчатку, а вот от сладостей, алкоголя нужно отказаться. То же касается маринадов, избытка соли и копченостей.

Когда нужно срочно обратиться к врачу?

Реабилитация после операции грыжи поясничного, грудного или шейного отдела позвоночника продолжается в течение длительного времени, в течение которого вся ответственность ложится на пациента. Любое изменение самочувствия должно быть причиной обращения к врачу. Выделяются опасные симптомы:
  • Нестихающая боль в спине.
  • Онемение руки или ноги.
  • Повышение температуры.
  • Нарушение мочеиспускания.
  • Выраженный спазм мышц.
  • Нарастающий отек тканей
  • Выделения из шва.
Перечисленные симптомы могут указывать на осложнения после операции, что требует срочного принятия мер.
Фомин Родион Владимирович

Отличается ли реабилитация после операции грыжи поясничного отдела позвоночника, выполненной открытым типом или закрытым?
    Отличия касаются в первую очередь сроков. Нельзя начинать восстановление после операции по удалению межпозвоночной грыжи слишком рано, поэтому при малоинвазивных техниках реабилитация начнется раньше и займет меньше времени. Отличия также будут касаться выбранных упражнений и процедур.
    Можно ли пройти реабилитацию после лечения грыжи позвоночника самостоятельно дома?
    Можно, но только если начало будет пройдено в клинике. Это делается для того, чтобы все упражнения и процедуры выполнялись грамотно, без вреда для дисков.