Лечение разрыва мениска

За амортизацию коленного сустава отвечает мениск. Это хрящевая прокладка, расположенная между суставными элементами. Острая боль в колене может указывать на разрыв мениска. Возникает травма при резкой внутренней или наружной ротации или при чрезмерном разгибании конечности. Сопровождается отеком тканей, скоплением жидкости внутри суставной сумки и ограничением подвижности.

Суть патологии

Мениск – это эластичная пластинка хрящевой ткани между костями нижних конечностей. Выглядит как полукруг, который имеет тело или середину мениска, и краев – передний и задний рог. Боковыми частями мениск срастается с суставной капсулой.

Коленный сустав включает два мениска. Наружный или латеральный и внутренний или медиальный. Между собой они соединяются посредством поперечной связки. Именно наличие связи объясняет тот факт, что иногда повреждаются сразу два мениска.

Разрыв мениска является одной из частых травм. Наиболее часто патология выявляется у людей 20-40 лет с активным образом жизни. Также повышают риск патологии чрезмерные нагрузки, в том числе физическая работа. Мужчины чаще страдают от разрыва мениска. У детей до 14 лет заболевание практически не встречается. Повреждение медиального мениска встречается в три раза чаще, чем латерального. У 5 человек из 100 отмечается травма обоих менисков. Кроме того, возможен полный и частичный разрыв тканей. Лечение разрыва мениска колена включает иммобилизацию и физиотерапию. В крайних случаях он удаляется хирургическим путем.

Причины заболевания

Наиболее часто причиной травмы является резкий поворот голени внутрь или наружу. Также возможен разрыв при резком разгибании конечности. В более редких случаях возникает повреждение в результате прямого удара по ноге либо при падении на острый край коленом (например, край ступеньки). В сложных случаях помимо разрыва мениска отмечается травма связок, капсулы, хрящей. В острых случаях лечение порванного мениска проводится травматологом при обращении пациента с болью и отеком ноги оперативным методом.

При регулярно повторяющихся травмах, растяжениях возможен запуск дегенеративных процессов. Это приводит к формированию кист и уменьшению эластичности тканей. На фоне этого часто развиваются такие заболевания, как подагра, ревматизм. Они в свою очередь увеличивают вероятность разрыва при малейшей нагрузке.

Классификация патологии

Чтобы подобрать эффективное лечение травмы мениска коленного сустава, важно определить тип патологии. В первую очередь все разрывы делятся на полные и частичные. Безусловно, лечение частичного разрыва мениска займет меньше времени. Помимо этого, травма может быть изолированной, когда повреждается только один хрящ, и сочетанной.
Отличаться может и вид разрыва:
  • Горизонтальный.
  • Радиально-поперечный.
  • Дегенеративный.
  • С отрывом заднего или переднего рога.
  • Лоскутный.
  • Продольный вертикальный.
От типа повреждения зависит и тактика лечения мениска коленного сустава.

Симптомы повреждения

Сразу после травмы возникают симптомы, не характерные для разрыва, что затрудняет постановку диагноза. В первую очередь, пациенты жалуются на острую боль в ноге, ограничение движения, причем сложнее дается разгибание колена. При неполном разрыве клиника выражена менее ярко.

При патологии средней степени тяжести пациент сохраняет способность передвигаться. При грамотном выборе лечения повреждения мениска коленного сустава восстановление происходит через несколько недель. При тяжелой степени отмечается скопление крови внутри суставной сумки, что сопровождается выраженной отечностью и острой болью. Передвижение в этом случае исключено. Кроме того, лечение разрыва мениска коленного сустава чаще подразумевает хирургическое вмешательство.

Через 15-20 дней наступает подострый период. Клиника становится менее выраженной. Боль локализуется исключительно в области колена, возможны периоды ухудшения самочувствия.

Самостоятельно определить тип разрыва, его степень невозможно. Вместе с тем, позднее обращение к врачу увеличивает необходимость проведения операции. Поэтому мы рекомендуем обращаться к хирургу как можно раньше.

Способы диагностики

Большое количество патологий суставов сопровождается болями, нарушением подвижности, что затрудняет постановку диагноза. Чтобы исключить иные заболевания и подобрать эффективное лечение надрыва мениска коленного сустава, мы применяем следующие способы обследования:
  • Рентгенография. Выполняется с применением контрастного вещества. Позволяет определить место повреждения, степень, состояние окружающих тканей.
  • МРТ. Дает возможность осмотреть мягкие ткани вокруг сустава.
  • Артроскопия. Позволяет не только визуально оценить состояние элементов сустава, но и провести определенные процедуры в рамках лечения трещины мениска колена.
На основании полученных результатов составляется схема восстановления функций сустава. Кроме того, полное обследование позволяет исключить иные патологии, так как, например, лечение воспаления мениска будет отличаться от терапии даже при частичном разрыве.

Лечение травмы

При полном разрыве консервативное лечение мениска невозможно. Восстановить целостность тканей удается только за счет хирургического вмешательства. В то же время, наша практика показала, что наиболее часто отмечается разрыв в пределах сосудистой зоны. В этом случае высокой эффективностью отличается физиотерапия. При этом, чем меньше возраст пациента, тем выше шансы на восстановление тканей за счет консервативного лечения разрыва мениска.

Безоперационное лечение мениска включает целый комплекс процедур:
  • Пункция сустава для удаления скопившейся жидкости. Это уменьшает болевой синдром и снижает вероятность развития воспалительного процесса.
  • Иммобилизация для снижения нагрузки на сустав.
  • Симптоматическая терапия для устранения болей, отека. Возможно применение холодных компрессов.
Традиционно для устранения воспаления применяется лекарственная терапия в виде НПВС. Данный метод позволяет быстро снять боль и отек, но он не создает благоприятных условий для восстановления тканей и тормозит процессы регенерации. Объясняется это тем, что при наличии патологического очага организм реагирует на него воспалением. Это стимулирует выработку иммунных клеток. НПВС подавляют воспаление, а значит, не позволяют иммунитету самостоятельно справиться с проблемой. Именно поэтому при лечении разрыва латерального или медиального мениска мы идем иным путем.

Задачей терапии будет стимуляция естественных процессов, заставляющих вывести токсичные вещества, образующиеся при воспалении, и активировать работу иммунной системы для запуска процесса регенерации. Достигается это за счет детоксикационной терапии на первом этапе и физиолечения на втором. Последняя может включать:
  • УВТ.
  • Электростимуляция.
  • Лазеротерапия.
  • Фонофорез.
После проведения основного курса подключаются мануальная терапия, массаж, ЛФК.
В сложных случаях показано хирургическое лечение. Оно может включать сшивание мениска или его удаление. После проведения операции показана реабилитация. Здесь мы также применяем разработанную нами методику, позволяющую ускорить процессы регенерации за счет активации сил организма.

Профилактика и прогноз

Прогноз при заболевании благоприятный при условии, что пациент своевременно обратился к врачу. Боли уходят в течение первых дней от начала лечения. Устойчивая походка возвращается в течение нескольких недель. В случае удаления мениска повышается риск развития артроза в будущем, поэтому мы стараемся выбрать метод консервативной терапии, позволяющий вернуть функции сустава без хирургического вмешательства.

При высоком риске травмы, а также после проведения лечения важно уделить внимание профилактике. Она включает умеренные занятия спортом, снижение нагрузки на сустав (коррекция режима работы, отказ от профессионального спорта), применение ортопедических конструкций. Перед любой нагрузкой важно разогревать суставы в ходе разминки, а упражнения начинать с простых, постепенно переходя к более сложным.
Фомин Радион Владимирович

Можно ли не заметить разрыв мениска?
    При продолжительном травмирующем воздействии на сустав возможно развитие хронической формы. Иногда она протекает без выраженных болей. Но если не устранить повреждающий фактор и не заняться лечение разрыва внутреннего мениска, состояние будет ухудшаться.
    Отличается ли травма у пациентов преклонного возраста?
    Зачастую патология у больных старше 65 лет протекает без болей и отека, что объясняет отсутствие лечение и хронитизацию процесса.